суббота, 28 июня 2014 г.

Творческий ступор и пути его преодоления

Очередной стимулирующий пост в рамках проекта Как делать странички. Речь пойдёт о "творческом кризисе" и о том — как его преодолевать.

Лично у меня ступор случается не реже, чем раз в сутки. Он может касаться моей основной работы, общения с детьми (воспитание детей — трудная штука), меню на ужин ))), выбора одежды для похода в магазин )))) или же скрапбукинга. Мой ступор очень разнообразным бывает. )))

Итак, вы решили сделать работу по заданию или просто так. И тут произошло самое страшное — вы впали в ступор. Важно понимать, что ступор — состояние творческое. Он нам дан для осмысления ситуации, для творческого поиска... в общем-то всё это чушь. ))) Потому что не существует никакого ступора. Есть только две вещи: нежелание что-то делать и страх (вы его уже обсуждали).


Нежелание вытекает из двух причин: это занятие вам не по душе (или просто надоело). А страх обычно вытекает их того, что вы боитесь сделать что-то плохо (как вариант — боитесь испортить материал))).
  • Если у вас первая причина — займитесь чем-то, что вам больше по душе.  Не нужно себя так сильно насиловать. 
Про страхи мы уже говорили. Вкратце напомню:
  • Если вы боитесь сделать что-то плохо, то давайте договоримся: мы делаем всё это для себя. Мы не ставим себе оценок. Мы просто творим, потому, что нам этот процесс доставляет истинное удовольствие.
  • Если вы боитесь испортить материал, то знайте — материалы для творчества устаревают со скоростью света. Если вы прямо сегодня что-то не сделаете из этой бумаги, то завтра она вообще уже не будет актуальной! Так что делайте из него сегодня хоть что-нибудь!
Кстати, многие творческие люди считали, что никаких "кризисов" не существует.
  • Лев Толстой каждое утро перед началом работы в течение часа писал стихи. Потом он их выкидывал. Но этот процесс помогал ему настроится на работу. 
  • Чайковский говорил, что если он не может ничего написать, то садиться за рояль и "обычно через три часа в голову приходит новая музыка". 
  • Юрий Олеша считал, что для того, чтобы хорошо писать, нужно делать это каждый день (ни для без строчки — почитайте, кстати!).
Преодолеть "кризис" проще всего, если начать что-то делать. Вот что делаю в ситуации"ступора" я лично:
  • Кладу фотографию на стол и подбираю к ней бумагу. Многократное перебирание разных красивых и вкусных листочков бумаги наводит на разные творческие мысли. Я могу выбрать для одной фотографии десять разных листов. ))) Потом я сравниваю листы между собой и с фотографией и оставляю 2-3, которые лучше всего отражают суть фотографии или же её цветовую гамму. Из них и делаю работу.
  • Залезаю в папку со скетчами, подходящими для данной фотографии и ищу наиболее интересный для меня скетч на данный момент. Потом по нему делаю работу.
  • Залезаю в папку с чужими работами, на которых заскраплены похожие фотки и ищу наиболее подходящую по стилю или идее. И повторяю или делаю что-то по мотивам/вдохновению.
  • Кладу фотографию на выбранную бумагу и начинаю высыпать на стол все украшения, которые подходят по цвету, или по стилю, или по теме к моей фотографии. Окружаю фотографию этими элементами и начинаю их компоновать вокруг неё.
На этом моменте ступора уже как не бывало и страничка складывается сама собой. ))))

Если у вас есть свои способы преодоления ступора — делитесь ими в комментариях.

А для преодоления вашего ступора покажу одну из моих первых страничек. Для этой страницы я просто выбрала из своих запасов ВСЁ, что у меня было в запасах на тот момент в коричнево-голубой гамме. Всё, что нашла, я использовала для странички (журналинг, кстати, дописала позднее)). Сделана она была в марте 2009 года. До сих пор люблю эту фотку и эту страничку.





Это тоже интересно

Это тоже интересно